Преобразование этих некогда болотистых земель связано с именем Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие - Ярославская Большая Мануфактура. Ее основатель - ярославский купец Иван Затрапезнов, учившийся в Голландии "холщовому делу". К юго-западу от Толчковской слободы, на Кавардаковском ручье в 1727 - 1731 гг. была создана крупнейшая в России комбинированная мануфактура. Она состояла из двух промышленных и одного жилого комплексов. Первый промышленный комплекс текстильных мануфактур (полотняной, шелковой и суконной) с усадебным домом и регулярным парком располагался у истока ручья. Двигательной силой крупных механизмов стали ветряные и водяные мельницы. Для работы водяных мельниц по течению ручья были сделаны запруды, которые образовали каскад прудов. В 1736 - 1741 гг. был построен уникальный для Ярославля храм в стиле "петровского барокко" во имя св. апостолов Петра и Павла.
Композиционной основой сада, обоих промышленных и жилого комплексов была регулярная планировка с прямыми улицами, дорогами и аллеями, на несколько десятилетий предвосхитившая регулярную планировку города. Основой композиции сада в любимом царем Петром "голландском" стиле являлся "двойной конверт" с радиальной восьмилучевой планировкой аллей, расходящихся от общего центра подобно лучам солнца. В центре парка находился восьмигранный деревянный павильон, а на пересечении дорожек располагались фонтаны и скульптура. Пересекающиеся аллеи аккуратно подстриженных кустарников делили пространство парка на отдельные небольшие участки - боскеты, внутри которых на фоне зеленых газонов радовали глаз яркие цветники и кустарники, красовались спелые плоды ухоженных яблонь. Усадебный дом, как это и было принято в "голландском барокко", смещен от центральной оси парка и примыкал к его юго-западному углу.
В середине XVIII века усадьба ЯБМ была одним из самых богатых и презентабельных мест Ярославля. Недаром в 1777 г. Ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов в письме Екатерине II отмечал, что для устройства наместничества в Ярославле имеется только одно подходящее место - каменный дом Ярославской Большой Мануфактуры.
Начало освоения этой закоторосльной части г. Ярославля относится к началу XVI века. В это время к западу от устья Кавардаковского ручья, впадавшего в р. Которосль, был основан Николо-Сковородский монастырь – юго-западный форпост г. Ярославля. Рядом с ним возникла слободка, жители которой занялись обработкой шкур скота. Для дубления кож использовали толченую дубовую и ивовую кору, отсюда и название слободки – Толчковская.
В Смутное время начала XVII века при осаде Ярославля поляками был сожжен Николо-Сковородский монастырь. На его месте впоследствии был построен приходской храм Николы на Меленках, а в другом конце слободы возникли храмы Николы на Пенье и Федоровской иконы Божией Матери. Особенно грандиозным и впечатляющим по архитектуре стал храм Иоанна Предтечи – шедевр русского зодчества второй половины XVII века, возведенный в центре слободы.
Дальнейшее освоение этих земель связано с именем самого Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие - Ярославская Большая Мануфактура. Ее основатель - ярославский купец Иван Затрапезнов был взят Петром I в Голландию учиться ''холщовому делу'' в числе восемнадцати молодых людей, будущих российских предпринимателей и промышленников. Глубокий почитатель Петра I, Затрапезнов осуществляя замысел ''о насаждении в Ярославле полотняной промышленности'', вступил в число компаньонов обрусевшего голландского предпринимателя Ивана Тамеса.
К юго-западу от Толчковской слободы, на Кавардаковском ручье в 1727 – 1731 гг. компаньонами была создана крупнейшая в России комбинированная мануфактура. Она состояла из двух промышленных и одного жилого комплексов. Первый промышленный комплекс текстильных мануфактур (полотняной, шелковой и суконной) с усадебным домом и регулярным парком располагался у истока ручья. Второй комплекс – бумажная мануфактура с пильной и масляной мельницами и подсобными помещениями - был выстроен к западу от устья ручья. Двигательной силой крупных механизмов стали ветряные и водяные мельницы. Для работы водяных мельниц по течению ручья были сделаны запруды, которые образовали каскад прудов. Болотистую местность осушили с помощью дренажной системы канав, которые ежегодно чистили вручную крепостные рабочие. Первый пруд имел значительную глубину и носил название ''грязного'' - в нем полоскали и стирали белье, купались. Рядом с прудом на ручье стояла мельница для помола алебастра, здесь же находились баня, трактиры, магазин. Второй пруд, называвшийся ''чистым'' был в общедоступной зоне, но использовался главным образом как источник воды. Третий и четвертый пруды составляли центральную часть паркового ансамбля, в них ловили рыбу ''к барскому столу''. Пятый пруд, непосредственно примыкавший к усадебному дому, был самым живописным, на нем соорудили две барские купальни – мужскую и женскую. Пруд питался родниковой водой, места выхода родников регулярно очищались.
Работных людей приписанных к мануфактуре поселили к югу от Толчковской слободы и с. Меленки. В 1736–1741 гг. для них близ истока ручья при парке был построен уникальный для ярославской архитектуры храм во имя святых апостолов Петра и Павла в стиле ''петровского барокко''.
Композиционной основой обоих промышленных и жилого комплексов была, на манер европейской, регулярная планировка с прямыми улицами, дорогами и аллеями. Главная улица, соединившая храм Петра и Павла и церковь Николы на Меленках, называлась Широкой. Одна из улиц получила название Лекарской – по Лекарскому дому мануфактуры; другие – по фамилиям жителей: ул. Захарова; расположению: ул. Передняя, ''что напротив сада'', Ветошная (располагалась близ производства бумаги из ветоши). Производственные корпуса Ярославской Большой Мануфактуры были каменными и деревянными, жилая застройка – деревянной. Сохранилась гравюра А. Ростовцева ''Ярославль. 1731 г.'', сделанная по заказу Затрапезновых в подарок императрице Анне Иоанновне. На ней показан весь комплекс ЯБМ с четко просматривающейся регулярной планировкой.
Одновременно со строительством производственных сооружений в 1722-1731 гг. был разбит регулярный сад. Его планировка хорошо видна на гравюре А. Ростовцева: так называемый ''двойной конверт'': два квадрата дорожек, вписанных один в другой, обрамляют восьмилучевую звезду дорожек, расходящихся от павильона в центре сада. Шпалеры аккуратно подстриженных кустарников образуют геометрически правильные ''боскеты'' – ''зеленые кабинеты'' с редко стоящими на газонах низкими, по всей видимости, плодовыми деревьями. На пересечении аллей установлены фонтаны и обнаженные скульптуры. Восточной границей сада является дренажная канава. Сад окружен деревянной изгородью, имеющей двое ворот в северо-западном и юго-западном углах сада. К этому же углу примыкает ветряная мельница, за ней находится усадебный одноэтажный дом, имеющий по южному фасаду восемь окон, северный фасад дома обращен к саду. По-видимому, это усадебный дом И. Затрапезнова. Дом похож на один из типовых проектов загородных домов архитектора Доменико Трезини, предлагавшихся как образец застройки в первой трети XVIII века.
Обычно в ''голландском'' Барокко усадебный дом было принято зрительно изолировать от сада купами высоких деревьев. На территории ЯБМ закрывает дом от сада ветряная мельница, нагнетающая воду в фонтаны сада: этим, а также огражденностью сада, подчеркивается его изолированность от усадебного дома и производственных зданий и сооружений.
Семантика парка
Сад разбит в ''голландском'' стиле. Кумиром Ивана Затрапезнова был царь Петр. А любимым садоводом Петра I был голландец Ян Розен. Царь любил голландские сады и не любил французские с их размахом и помпезностью. Напротив, интимность, уютные ''зеленые кабинеты'' с обилием цветов, независимость сада от усадебного дома – черты присущие голландскому стилю садоводства больше отвечали вкусам царя Петра.
По своему назначению сад имел две главные функции. Первая: прием именитых гостей. Иван Затрапезнов надеялся на посещение мануфактуры высочайшими особами и петербургскими чиновниками. По аналогии с Летним садом в Петербурге регулярный сад ЯБМ был рассчитан на прием высоких гостей и устройство ассамблей. Отсюда парадность, ''презентабельность'', значительные размеры сада. Вторая функция: семейный отдых Отсюда интимность, уединенность отдельных уголков сада, его ''зеленых кабинетов''.
На гравюре А. Ростовцева 1737 г. центр сада обозначен восьмигранным павильоном c куполом и шпилем. Каждая грань павильона находилась в перспективе соответствующей аллеи. Павильон похож на один из типовых проектов садовых беседок архитектора Д. Трезини. Возможно, он имел функцию ''эрмитажа'': исторически достоверно, что в конце XVIII в. в саду находился изысканный каменный ''эрмитаж'', а внутри его нарочитая ''простота и бедность'': скамья – ''канапе дубовое'' на блоках и цепях, которое поднимается вверх при помощи специального механизма, укрывая именитых гостей ''эрмитажа'' от посторонних глаз, простой деревянный стол и деревянная посуда. На пересечении дорожек сада находились фонтаны и скульптура. В соответствии с канонами садово-паркового искусства того времени ''статуи по большей части представляют или языческих богов, или знаменитых в древности людей, или аллегорические изображения; почему и поставлять их должно в пристойном означенном месте. Водяные божества, как, например Наяды, Реки и Тритоны принадлежат к фонтанам, водоемам и прудам...''
С точки зрения семантики садового пространства павильон-''эрмитаж'' в центре сада является квинтэссенцией идеи уединения, ее если можно так выразиться ''философическим'' аспектом, в то время как ''зеленые кабинеты'' - боскеты регулярного сада - выражают эту идею в менее концентрированной игровой форме.
Принципы реконструкции регулярного сада XVIII в.
При реконструкции регулярного сада XVIII века ЯБМ обязательно должна быть учтена его первоначальная семантика. Восстановить следует не только регулярную планировку парка, но и другие детали формирующие его исторический облик: ''зеленые кабинеты'', павильон-''эрмитаж'', фонтаны и скульптуру. Только так можно передать дух эпохи, отдаленной от нас тремя столетиями, без чего воссоздание регулярного сада представляется бессмысленным.
Однако это не значит, что в семантику садового пространства не могут быть привнесены новые смыслы и ценности. Мы находимся в совершенно иных исторических условиях и должны учесть эти реалии. Общественностью города - историками, краеведами, архитекторами, экологами - обсуждается идея сохранения и возрождения всей исторической застройки Петропавловской слободы, создания здесь историко-этнографического комплекса, развития инфраструктуры традиционных ремесел и туризма. Представляется возможным сделать воссозданный регулярный сад ЯБМ смысловым ядром большой экспозиции ''История ЯБМ и Ярославское предпринимательство''. В этом случае павильон в центре сада может быть использован для экскурсионного показа, и содержать трансформирующийся макет территории ЯБМ, отражающий динамику ее развития за 500-летний период освоения этих земель. А скульптурная композиция вокруг беседки могла бы стать портретной галереей выдающихся ярославских предпринимателей, чья судьба была связана с развитием и преобразованием этой некогда болотистой пустоши: И. Затрапезнова, С. Яковлева, Карзинкиных, А. Грязнова и др.
Регулярный сад XVIII века – это своего рода драгоценная шкатулка, открыв которую можно дать жизнь целой серии проектов, связанных с развитием территории Петропавловской слободы как историко-этнографического комплекса.
Петропавловский парк в XX веке
В XIX – начале XX века сад утратил свою регулярную планировку, превратившись в пейзажный парк при доме управляющего фабрикой А.Ф. Грязнова. Доступ в парк для простых фабричных рабочих был открыт только один раз в год – на Пасху.
На протяжении полутора веков храм Петра и Павла окормлял православный фабричный люд. Рядом с ним, в двухэтажном здании богадельни находили покой и приют престарелые рабочие фабрик. В 1918 г. ЯБМ была национализирована. В 1929 г. храм был насильственно закрыт и отдан под клуб пионеров. При его закрытии пролилась кровь настоятеля храма, известного в Ярославле священника Михаила Невского.
В советское время Петропавловский парк стал общедоступным ''Парком культуры и отдыха имени XVI партсъезда'', были предприняты некоторые попытки вернуть парку регулярную планировку, но они не ставили целей восстановления исторического облика.
В 1986-1991 гг. в областном архитектурном управлении был разработан проект реставрации Петропавловского парка в обсуждении которого приняли участие многие видные искусствоведы, реставраторы и специалисты садово-паркового хозяйства, среди них Д.С. Лихачев – всемирно известный искусствовед и общественный деятель, автор книги ''Поэзия садов''. Концепция реставрации Петропавловского парка как памятника садово-паркового искусства XVIII века была одобрена, но проект не был реализован из-за начавшихся в стране политических и экономических перемен.
На рубеже тысячелетий храм св. апостолов Петра и Павла был возвращен Ярославской епархии, идет его реставрация.
Сегодня корпуса мануфактуры конца XIX века продолжают работать как фабрика технических тканей ''Красный Перекоп''. Территория промышленного комплекса XVIII века находится в запустении. Трудно представить, что здесь более двух веков назад было налажено крупное производство полотен, сукна, жаккарда и бумаги. Чтобы использовать богатый исторический потенциал этого живописнейшего уголка древнего Ярославля, вдохнуть жизнь в бывший промышленный комплекс XVIII века, вновь требуются инициативные и предприимчивые люди, такие как русский купец Иван Затрапезнов и его голландский компаньон Иван Тамес.